Доклад Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, настоятеля Свято-Ильинского храма протоиерея Игоря Аксёнова на ХХII Международных Рождественских образовательных чтениях.
28 января 2013 года в Свято-Тихоновском университете в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений прошло заседание секции «Позитивное осмысление семейных ценностей» под председательством протоиерея Димитрия Смирнова, главы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Работа секции прошла в рамках направления "Роль Русской Православной Церкви в защите семьи и материнства". Свой доклад на секции представил Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Игорь Аксёнов.
Позвольте мне в своём выступлении обратить Ваше внимание на психогенетические факторы, которые могут существенным образом влиять на успех предпринимаемых сегодня в российском обществе усилий в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Буду краток.
Современная психологическая наука к ядру человеческой личности, помимо базовых физиологических и психологических потребностей, также относит «характерологические и культурологические тенденции»1 человека.
Характерологические тенденции представляют собой «мотивационные компоненты черт темперамента и характера, которые, по данным психогенетических исследований, в значительной степени (от 30 до 60%, в зависимости от конкретной черты темперамента и характера) обусловлены генотипом»2.
Длительное исследование, предпринятое Томасом Бушаром с группой сотрудников в Миннесотском университете, которые наблюдали за 350 парами однояйцевых, разлученных в раннем детстве близнецов, и с помощью тестирования и других, принятых в психологии методик, изучали корреляцию различных черт характера между ними, позволило прийти к общему выводу: «наследственность оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем среда и воспитание. Было найдено, например, что стремление к лидерству на 61% определяется наследственностью, традиционализм или радикализм – на 60%, уязвимость стрессами, самоуглубленность и обидчивость – каждая из этих черт на 55%, оптимизм и жизнерадостность – на 54%, тенденция избегать неприятностей, риска – на 51%, агрессивность – на 48%, стремление к успеху – на 46%, самоконтроль – на 43%, потребность в общении – на 33%»3.
Две другие программы, Луисвилльское исследование близнецов (Wilson, 1983) и Колорадский проект усыновления(Plomin, Pederson, McClearn, Ncsselroade & Bergeman, 1988), указывают не только на существенное влияние наследственности на коэффициент интеллектуальности, но и на то, что генетический вклад в коэффициент интеллектуальности с возрастом существенно увеличивается4.
Одним из направлений других исследований было изучение склонности следовать принятым правилам и подчиняться моральным требованиям. На примере близнецов показано, что половина разнообразия по этому показателю (т.е. на 50%) вызвана генетическими причинами (Martin N. G. et al., 1986)5.
Следовательно, характерологические тенденции могут считаться наследственными, фундаментальными факторами личностных особенностей. «Они изначально мотивируют, ориентируют организацию поведения в направлении определенного, специфического стиля осуществления базовых потребностей и любых прижизненных стремлений и целей в широких классах жизненных ситуаций»6.
Но, как уже было замечено, современная психологическая наука к ядру человеческой личности, помимо базовых физиологических и психологических потребностей, относит, также, не только характерологические, но и культурологические тенденции.
Основоположник философской антропологии Макс Шелер утверждает, что «…всякий «подлинно человеческий акт» изначально «двойственен»: одновременно духовен и инстинктивен… Каждый феномен человеческой жизни… - единство инстинктивно-витальных и культурно-духовных начал…»7.
Таким образом, как утверждает современная психология, культурологические тенденции вместе с характерологическими тенденциями, наряду с базовыми физиологическими и психологическими потребностями, составляют обусловленный генотипом «универсальный природный каркас личности» любого человека.
При этом, современная психологическая наука считает, что как культурные, так и акультурные тенденции «генетически заданы как уже имеющиеся, но малоактивные побуждения, эмоции и поведение»8. Это, в свою очередь, вынуждает нас признать, что наследственность оказывает сравнимое с воздействием среды и воспитанием влияние на формирование характера ребёнка.
Однако, возникает вопрос, как согласуются выводы современной научной психологии о роли наследственных факторов в формировании характера человеческой личности с христианской антропологией?
Человек, по учению Церкви, изначально сотворён по образу Триипостасного Бога, каковой, прежде всего, изобразился в личностном образе его бытия. И такая сообразность человека Богу подразумевает, что «человеческая личность – не часть существа человеческого, подобно тому, как Лица Пресвятой Троицы – не часть существа Божественного»9. Таким образом, человек, как целое, не сводим к своей природе, а его личность, по «определению» известного богослова В. Н. Лосского, «есть несводимость человека к природе»10.
Таким образом, мы видим существенную разницу в понимании человека между светской наукой и христианской антропологией: светская научная психология считает и с помощью научного инструментария убедительно показывает, что природа человека, через наследственно-генетические факторы оказывает фундаментальное влияние на характерные черты его личности, а христианская антропология настаивает на том, что человек, как целое, не сводим к своей природе, а его личность, по «определению» В. Н. Лосского, «есть несводимость человека к природе».
На самом деле здесь никакого противоречия нет, но есть терминологическая и смысловая путаница, в результате которой научная психология и христианская антропология говорят о разном, пользуясь одной и той же терминологией. Научная психология знает только одного человека, которого она видит перед собой сейчас. А христианская антропология говорит о человеке в четырёх его различных состояниях: человеке первозданном (до грехопадения), человеке в падшем состоянии, человеке на пути обожения и человеке обоженном или спасённом.
Владимир Николаевич Лосский, говоря о человеческой личности, пишет о неповреждённом образе Божием в человеке и поэтому может сказать: «Личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе»11, из чего с необходимостью следует, что человек, не свободный по отношению к своей природе живёт не совсем личностным образом. Это не значит, что такой человек не имеет личности, но это значит, что такой человек осуществляет своё бытие, как часть природы. Его личность сведена к его природе, к его виду и роду, и он, являясь одной из его частей, осуществляет себя как индивидуум.
Научная же психология, оставляя за пределами своего внимания факт повреждённости человека в грехопадении, не может видеть смысловой разницы между двумя терминами: «индивидуумом» и «личностью».
Индивидуализм есть не что иное, как ниспадение с надприродного образа бытия по образу своего Творца в собственную природу, или, по образному слову митрополита Иоанна (Зизиулоса) в «ипостась биологического существования»12, или, иначе говоря, в животную жизнь.
К сожалению, логика господствующей в мире идеологии общества потребления нацелена не на воспитание личности, свободной по отношению к собственной природе, а к гедонистическому образу жизни, который подразумевает как раз иной образ бытия, в котором личность человека сведена к потреблению, иначе говоря к «ипостаси биологического существования».
Более того, как правильно подмечено научной психологией, человек воспроизводит в своих детях не только цвет своей кожи, глаз и волос, но характерологические и культурологические тенденции будущей личности. Родители не дают и не могут дать своему ребёнку жизнь саму по себе, но они дают ребёнку свою жизнь, свой образ ипостасного бытия со всеми теми утратами образа Божия и подобия Его, которые мы приложили к ниспадению Адама от первозданного состояния и последующих ему поколений наших родителей. Почему и сказано у бытописателя, что Адам, первоначально сотворённый Богом «по образу Божию» (Быт. 1:27), после грехопадения и изгнания из рая«родил сына по подобию своему и по образу своему» (Быт. 5:3).
Таким образом, христианская антропология не отвергает научного факта генетической наследственности, которая более чем на 50% определяет будущие черты человеческого характера, но имеет в виду, что речь идёт о человеке в падшем состоянии, в котором человек из личностного образа бытия по образу бытия Триипостасного Бога ниспал в свою природу, в «ипостась биологического существования». Саму же наследственность, в ее негативном смысле (потому что бывает и добрая наследственность), православное богословие называет греховным повреждением человеческой природы.
Такая повреждённость не есть механическая предопределенность совершать грех, точно также как нет предопределения Божия на погибель кого-либо, но, как очень тонко подмечено научной психологией, он существует в нас «как уже имеющиеся, но малоактивные побуждения, эмоции и поведение. Чаще они функционируют в скрытом, слабо выраженном, неосознаваемом виде…»13.
Какие выводы мы можем сделать из сказанного? Несмотря на тот факт, что наследственность человека в его падшем состоянии оказывает более сильное влияние на формирование характера ребенка, чем его воспитание, однако при содействии благодати Божией, человеческая личность, устремленная к Богу, может возвести и свою природу из порочного круга родовой наследственности в свободу нравственного бытия по образу и подобию Божию.
И главное, на что мне хочется обратить Ваше внимание, так это на тот факт, что когда мы говорим о воспитании человека, то речь, как правило, идёт о коррекции, на языке современной психологии, характерологических и культурологических тенденций, которые, наряду с базовыми физиологическими и психологическими стремлениями, составляют обусловленный генотипом «природный каркас личности» молодого человека. И здесь нам следует обратить внимание на семью, в которой не только начинается становление личности будущего гражданина, но и вместе с генотипом закладывается этот «природный каркас личности».
Сегодня те, кто учится в 4 – 5 классах родились в 2002 году, когда в нашей стране было зарегистрировано наибольшее число разводов - 854 тысячи14.
В 2005 году практически каждый третий ребёнок рождался вне зарегистрированного брака15 – сегодня это учащиеся начальной школы.
Свободные отношения приобретают все большую популярность, что непосредственно влияет на количество браков и разводов и говорит о глубоком социальном кризисе семейного института. По статистике, гражданские браки держаться в среднем 5 лет, после чего распадаются. И во многих таких семьях уже растут дети!16
Каждый год около 400 000 российских детей лишаются отца17.
В дореволюционной России развод был диковинной редкостью: 1840 г. - 198 разводов; 1890 г. - 942. В 1913 г. по всей Российской империи на 98,5 млн исповедующих Православную веру был оформлен 3791 развод18. В 2012 г в России на 143,5 миллиона человек разводов 642 тысячи. Увеличение числа разводов в 116 раз19.
По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия - первая среди стран с самым большим числом разводов. Статистический отдел ООН берет за исходную цифру количество разводов на 1000 человек. В России - 5, самый высокий показатель в мире. У наших геополитических соперников, в США, на 1000 человек - 3,4 развода20.
Американские учёные из Университета Айовы проанализировали данные около 4 тысяч анкет, заполненных женщинами-добровольцами. Одним из ключевых факторов исследования являлся возраст, в котором респондентки начали половую жизнь, а также собиралась статистика по разводам и длительности состояния в браке. Результаты показали, что среди девушек, начавших заниматься сексом в подростковом возрасте - с 13 до 16 лет - 31% разводятся уже в течение первых 5 лет после свадьбы, а до 10 лет брак сохраняет не более половины опрошенных. Среди тех, кто не спешил расстаться с невинностью, процент разводов вдвое меньше - 15% и 27% соответственно21.
В 1996 году в Соединённых Штатах Америки в Законе по реформе благосостояния федеральное правительство установило программу специальных грантов штатам за проведение программы просвещения полового воздержания до супружества. Такая программа широко известна как Title V Закона о Социальной Защите.
Программа «просвещения воздержания» Title V требовала от штатов финансирования образования, которое:
1) имеет своей исключительной целью обучение социальным, психологическим и физическим преимуществам, обретаемым путём воздержания от половой жизни;
2) обучает воздержанию от внебрачной половой жизни как норме для всех детей школьного возраста;
3) учит, что воздержание от половой жизни является единственным надёжным способом избежать нежелательную беременность, заболевания, передаваемые половым путём и другие, связанные с этим проблемы здоровья;
4) учит, что взаимно верные, моногамные супружеские отношения в контексте брака являются нормой половой жизни человека;
5) учит, что внебрачная половая жизнь может иметь пагубные психологические и физические последствия;
6) учит, что рождение ребёнка вне брака, может пагубно сказываться на ребёнке, его родителях и обществе;
7) учит молодых людей как отвергать сексуальные домогательства, и тому что употребление алкоголя и наркотиков повышают уязвимость к подобным предложениям;
8) учит важности достижения самостоятельности до начала половой жизни22.
В итоге, по данным последних исследований, каждый шестой американский подросток в возрасте от 12 до 18 лет сегодня действительно принимает решение хранить невинность до брака.
Среди тинэйджеров, также, стало модно носить так называемые «кольца целомудрия», кулоны, браслеты, а также футболки с надписью «I Am Waiting» (Я жду)23.
«Надзор за рискованным поведением подростков в школах г. Вашингтона (округ Колумбия) показал 16%-ное падение показателя вступления в половые связи учащихся средней школы в период с 2003 по 2005 года»24.
Те подростки, кто решил хранить целомудрие до брака, действительно начали половую жизнь в среднем в 21 год (при том, что в среднем по США возраст начала половой жизни - 17 лет)25.
В России возраст первого секса - 16 лет, и он постоянно снижается. «У нас единственная страна, где есть аборты с 11 лет, а в категории 15–19 лет этот показатель у нас очень высок - 23 аборта на 1000 человек»26.
Поэтому и нам следует обратить внимание не только на коррекцию последствий греховной жизни родителей учащихся наших школ, но и на предупреждение самих греховных повреждений, среди которых особое место занимают блудные грехи, которые, к сожалению, сегодня стали нормой, и наполнением, и зачастую даже целью жизни секулярного общества.
Позвольте ещё раз обратить Ваше внимание на то, что человеческая личность – это не какая-то часть человеческого существа. Личность – это образ существования природы, это тот, кто в себе природу содержит. Как пишет В.Н. Лосский: «То, что соответствует в нас образу Божию, не есть часть нашей природы, а наша личность, которая заключает в себе природу»27.
Поэтому, и такая «малость» в глазах наших современников, как супружеская измена, которая стала обычным, «нормальным» явлением свидетельствует о качественной характеристике личностного образа существования их природы, которая уже, однажды, была дана Господом современникам Его Первого Пришествия - «род неверный и развращенный» (Матф. 17:17), «род прелюбодейный и грешный» (Марк. 8:38).
Супружеская измена по слову Божию считалась и считается большим и весьма тяжелым грехом и злом, ибо прелюбодеяния оскверняют честный брак и не дают рождать добрых и честных людей. Как сказано в Премудростях Соломона:
«Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет» (Прем. 3:16).
«Дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей» (Прем. 4:6).
Поэтому, думается, что и фокус общественного внимания к духовно-нравственному состоянию нашего общества и молодёжи, в частности, должен быть сконцентрирован не только на духовно-нравственном воспитании, но и на предупреждении раннего начала половой жизни, через внедрение в школьную программу курса подготовки к семейной жизни, в основу которого представляется целесообразным положить программу воспитания полового воздержания до вступления в брак, сформированную на принципах, подобных восьми пунктам программы полового просвещения на основе целомудрия до брака существующую в США с 1996 года, которая дала определённые положительные результаты.
Благодарю всех за внимание.
1 Мотков О. И. Как устроена личность. 2005, с. 15.
2 Мотков О. И. Как устроена личность. 2005, с. 17.
3 Бушар Т. Е. с соавт. Источники психологических различий: Миннесотское исследование близнецов, воспитывающихся порознь / Реферат. Ж. 95. Психология. 1991, № 10, с. 2.
4 Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных учёных. Отв. ред. Е. Р. Слободская. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. Часть 2, с. 71-109.
5 Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных учёных. Отв. ред. Е. Р. Слободская. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. Часть 2. С. 71-109.
6 Мотков О. И. Как устроена личность. 2005, с. 18.
7 Шелер М., В: «Соврем. западная социология». М.: Политиздат, 1990 (Ю.Н. Давыдов), с. 397.
8 Мотков О. И. Как устроена личность. 2005, с. 20-21.
9 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Москва, «СЭИ», 1991, с. 91.
10 Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности. По образу и подобию. Москва, 1995, с. 114.
11 Лосский В. Н. Догматическое богословие. Образ и подобие. http://krotov.info/libr_min/l/lossk_v/osnov_01.htm
12 Иоанн (Зизиулас), митрополит. Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви. Пер. с англ. Д. М. Гзгзяна. Москва, 2006, с. 46.
13 Мотков О. И. Как устроена личность. 2005, с. 20-21.
14 Демоскоп Weekly. Институт демографии НИУ “Высшая школа экономики”. № 541–542,?4-17.02.2013 г. http://demoscope.ru/weekly/2013/0541/print.php
15 Там же.
16 Браки и разводы в России 2010-2011 (статистика и динамика). http://www.conferancie.ru/sovietys/braki-i-razvody-v-rossii-2010-2011-statistika-i-dinamika
17 Там же.
18 В разводах виноваты измены и бедность. «Российская Газета» – Неделя № 6132 (156). http://www.rg.ru/2013/07/18/razvod.html
19 Семейная статистика. Интернет-клуб «Просвещённая любовь». http://www.lyubi.ru/sem55.php
20 В разводах виноваты измены и бедность. «Российская Газета» – Неделя № 6132 (156). http://www.rg.ru/2013/07/18/razvod.html
21 Раннее начало половой жизни. Добрачные связи. “Азбука воспитания”. http://azbyka.ru/deti/rannee-nachalo-polovoy-zhizni.-dobrachnye-svyazi.html
22 A Brief History of Abstinence-Only-Until-Marriage Funding. SIECUS. 2005. http://www.nomoremoney.org/index.cfm?pageid=947.
23 Jennifer Baumgardner, Дарья Бережкова. Я обещала папе остаться девственницей. Woman’s Day. http://www.wday.ru/seks-otnosheniya/psihologiya/id-5784/
24 Ричард Урбан, Исполнительный директор ULTRA Teen Choice, США, 2007 г. http://www.ffwpu.ru/abstinence.php
25 Там же.
26 Аборты с 11 лет. НГС. Новости. http://news.ngs.ru/more/256057/
27 Лосский В.Н. Мистическое богословие, с. 94.
Председатель Отдела религиозного образования
и катехизации Выборгской епархии
настоятель Свято-Ильинского храма
протоиерей Игорь Аксёнов.