Архангельские чтения

22 и 23 ноября 2016 года в Выборге прошли IV АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ, на которых в ходе пленарного и 7 секционных заседаний, а также на круглом столе были представлены  38 докладов. Тема Чтений в этом году была сформулирована как: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». Напомним, что 24 октября 1892 года - дата создания Финляндской и Выборгской епархии, поэтому Чтения призваны задать вектор осмысления и подготовки к юбилею епархии, который будет отмечаться в 2017 году.

Работа Чтений началась с торжественного молебна в Спасо-Преображенском соборе. Богослужение совершили председатель епархиального Отдела образования и катехизации протоиерей Игорь Аксенов и секретарь епархии протоиерей Дионисий Холодов в сослужении клириков собора. В Чтениях приняли участие докладчики  из Финляндии,  Санкт-Петербурга,  Новгорода, Петрозаводска и Ленинградской области. В работе чтений принимал участие представитель отдела внешних связей Финляндской Лютеранской Церкви. Эта научная конференция была организована Отделом религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Выборгской епархии совместно с администрацией МО «Выборгский район».

Образовательные чтения традиционно приурочены к празднику Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных и по этой причине именуются Архангело-Михайловскими. Для проведения работы чтений было задействовано восемь площадок.

Открывая конференцию в Муниципальном дворце культуры, секретарь Выборгской и Приозерской епархии огласил приветственное слово епископа Выборгского и Приозерского Игнатия: «Дорогие братья и сестры, участники чтений! Уважаемый Владимир Алексеевич, уважаемая Ольга Владимировна! Вот уже в четвёртый раз собираемся мы на международных образовательных Архангело-Михайловских чтениях, и нынешняя тема их звучит так: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». И это не случайно. Следующий год – год столетия одного из самых серьёзных испытаний и потрясений в русской истории, сопоставимого с монголо-татарским нашествием, Смутой начала 17 века и Великой Отечественной войной.

Официальная оценка революции 1917 года в общественном сознании нашей страны претерпевала серьёзнейшие изменения. Я родился и воспитывался во времена, когда она была исключительно положительной, затем (лет 25 назад) - поменялась на противоположную. И хотя с тех пор прошло сто лет, до сих пор эта тема вызывает горячие споры. Для верующего человека не остаётся сомнений, что кровавые катаклизмы революции были наказанием нашему народу за утрату образованным его классом живой веры, за воздвижение «иных алтарей» - поиска «гражданских свобод», «передовых», «гуманистических» ценностей, в мире которых не оставалось места Богу и Его Правде.

Конечно, узловым событием считают и будут считать октябрьский переворот – непосредственный приход к политической власти людей, начертавших атеизм и богоборчество на своих знамёнах. Но задумывались ли мы, почему во вчерашней верующей православной стране они взяли власть так легко? Помним ли мы, что революция началась не в октябре, а в феврале – с падения монархии в результате заговора людей, которые позже возглавили белое движение. И если бы всё было так просто (красные – неправы, белые – правы) – почему же белому движению Богом не дана была победа?

Думается, именно потому, что однозначно правой стороны в революции и гражданской войне просто не было. Да, верующие православные, как правило, были в конкретных обстоятельствах на стороне белых, но не они определяли идеологию и курс этого движения. Оно было руководимо людьми либеральных убеждений, повинными в грехе измены своему Царю, приложившими руку к разрушению российского государства и тем открывшими дорогу большевикам-богоборцам. Белое движение не было ни православным, ни отстаивавшим национальные русские интересы – оно было лишь противо-большевицким, и не шло дальше этой цели. А когда вы только против чего-то или кого-то, и не имеете чёткого осознания, за что вы – ваше дело обречено на провал. Уже в ходе гражданской войны белые лидеры (как они считали – вынужденно) пошли на сотрудничество с иностранными правительствами, глобальной целью которых было лишь максимальное ослабление России и лишение её статуса великой державы, а ближайшей – разграбление «бесхозных» на тот момент материальных богатств нашего Отечества. Именно на подчинённости белых интервентам часто и играли большевики, на таких примерах добивавшиеся перехода честных русских патриотов на свою сторону. Что уж говорить о временах эмиграции, где белое движение просто выродилось в прислужника иностранных разведок, а в годы Великой Отечественной войны – и того хуже, оказалось в рядах гитлеровских агрессоров, не скрывавших цели уничтожения и порабощения России.

Любители хлёсткого лозунга «против большевиков – хоть с чёртом» не могут понять, что православный человек не может быть с чёртом по определению, и что если перед православным человеком ставят именно такой выбор, он задумается: «а не правы ли большевики, если против них - чёрт»? Белое движение проиграло, потому что не несло в себе правды Божией, и в этом главное отличие смуты 1917 года от Смуты начала 17 века: тогда русские люди, даже лишённые Царя, смогли сорганизоваться, и - по благословению Церкви - отразить нашествие иноплеменников и восстановить нормальные основы русской жизни, в том числе и Царя избрать. Тогда нутро народное было здорово, и поэтому Русь устояла. В 1917 году сама нервная система русского общества была поражена болезнью, и понадобились десятилетия «хождения по мукам», чтобы люди вспомнили Бога.

Выборгская земля и город Выборг – живая иллюстрация того, что в смуте 1917 года не было простых и однозначных ответов, кто прав, а кто виноват. Мы знаем, что эта пограничная земля, с преобладавшим тогда финским населением, была отвоёвана Петром Великим у Швеции в начале 18 века, и именно с тех пор начала заселяться русскими людьми. А когда через сто лет по желанию финской же элиты и остальная Финляндия была присоединена к России, петербургское правительство присоединило «Старую Финляндию» к Новой, в которой, таким образом, появилась целая губерния со значительным русским населением. И ещё через сто лет, когда одним из первых своих актов большевики даровали Финляндии независимость, эти русские люди, продолжая жить у себя дома, внезапно оказались в чужом государстве, и стали одной из первых жертв смуты.

Как известно, в Финляндии свои финские «красные» боролись со своими финскими «белыми», и когда последние победили, в Выборге произошло событие, известное, как «Выборгская резня»: в апреле – мае 1918 года вошедшие в город финские «белые» устроили массовое убийство русского населения, жертвами которого, по разным оценкам, стали от пятисот до трёх тысяч человек. Горькая ирония заключалась в том, что сплошь и рядом убивали людей, симпатизировавших белым, и вышедшим встречать их, как освободителей – убивали лишь за то, что они были русскими.

Те трагические события не то что не осмыслены нами глубоко– они даже нешироко известны в русском обществе. А ведь Выборгская резня – это очень красноречивый урок: в гражданской войне не было правых и виноватых, а жертвой её был весь русский народ как социально-культурная и религиозная общность, целостность, оказавшийся заложником кровавой практики реализации чуждых идей и пищей иноплеменникам и иноверцам.

Задача наша, сегодняшних русских и православных – изучать и осмыслять те страшные уроки, чтобы не повторять прошлых ошибок в будущем. Призываю Божие благословение на всех участников чтений и их труды, и да хранит Вас всех Господь».

После архипастырского слова прозвучало приветствие председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Валентиновича Тарасова, который отметил эффективность взаимодействия Ленинградской области и Выборгской епархии. Традиционными стали и совместные мероприятия, проведение областных конкурсов, «Уроков семейного благочестия» и модуля «Основы православной культуры»: «За последний год число школ, где ученики изучают Основы православной культуры, увеличилось на 66; на 2000 увеличилось количество изучающих этот модуль. 46% учащихся изучают Основы православной культуры. Главным результатом такого обучения должна стать и становится гражданственность и патриотизм, умение достойно и нравственно отвечать на вызовы современного мира». Сергей Валентинович пожелал успешной работы в целях достижения общих духовно-нравственных задач и принес свои поздравления в связи со 125-летием епархии.

Владимир Алексеевич Рошкович, первый заместитель главы администрации МО «Выборгский район», в своем выступлении отметил историческую значимость юбилея епархии, поддержав и добрую традицию Архангело-Михайловских чтений: «Главная цель чтений - укрепление духовности, традиционных нравственных ценностей. Работа их откроет новые перспективы в этом направлении».

После официальных выступлений вниманию участников Чтений были предложены научные доклады. Живой отклик вызвал доклад кандидата исторических наук, доцента, проректора по организационно-методической и информационной деятельности ЛОИРО Александра Ивановича Букреева «Этикет в профессиональной культуре и воспитательной деятельности педагога».

После этого прозвучал доклад доктора исторических наук, профессора кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ Сергея Львовича Фирсова, «Православная Российская Церковь. Первые месяцы после февраля 1917 года (Социально-психологические и морально-нравственные аспекты проблемы)», в котором известный специалист по истории РПЦ ХХ века, автор многих статей в Православной энциклопедии рассказал о непростом времени слома устоев общественной и церковной жизни в 1917 году, о тех вопросах и задачах, которые встали перед Русской Церковью в 1917 году.

В свете грядущего 125-летия Выборгской епархии большой интерес вызвал доклад Крипатовой Юлии Игоревны, главного хранителя фондов Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге «Образование и становление Финляндской Выборгской православной епархии (XIX - начало XX века)». Живой рассказ отлично дополнялся слайдами с интересными историческими фотографиями.

После окончания докладов участникам IV Архангело-Михайловских чтений был предложен для принятия текст резолюции Епархиального форума:

«Вековой путь от 1917 года, который прошла наша страна и весь наш народ даёт весьма обширный материал для размышлений о прошедшем. Это время и, наполняющие его события, могут рассматриваться как с различных сторон, так и отличаться глубиной рассмотрения причин и следствий произошедшего.

В первом приближении мы видим действие различных политических и социально-экономических факторов, которые обусловили падение вначале Православного Самодержавия в России, а затем и Союза Советских Социалистических Республик. Но, Евангельское слово возводит нашу мысль на иной уровень понимания истории, утверждая, что даже малая птица не упадёт на землю без воли Отца Небесного (Матф. 10:29). Ибо источником жизни и существования всего существующего является Бог, Который есть само бытие. Всё же существующее только потому и существует, что причастно Богу, «ибо мы Им, - по слову Апостола, -  живём, и движемся, и существуем» (Деян. 17:28). Человек же, как и всё творение Божие, сотворённое «из ничего», есть непрестанно осуществляемая возможность бытия, а «это осуществление возможности происходит от действия в творении бытия Божия, а это действие само возможно в ту меру, в какую данное свободное сотворённое Богом существо может или хочет воспринять Его. Таким образом, мы всё имеем от Бога, насколько можем или хотим вместить Его действие в нас»[1].

Но если Бог есть совершенное Бытие или само Бытие, и есть Источник всякого бытия, и всё, что существует, только потому и существует, что причастно Богу, тогда и соблюдение богоданных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Бога, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нём. О чём Господь и предупреждает ещё ветхозаветный Израиль:

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, который заповедую тебе сегодня - любить Господа, Бога твоего, ходить по путям его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить... Если же отвратится сердце твоё, и не будешь слушать, и заблудишь... погибнете, и не пробудете долго на земле» (Втор. 30:15-18).

Прп. Максим Исповедник, говоря о действии Промысла Божия по отношению к Своему творению, подчёркивает, что «помимо воли Промысла Божия не происходит ничего, но всё происходит либо по благоволению, либо по домостроительству, либо по попущению»[2].

Подобно ему богословствует и прп. Ефрем Сирин, который различие между тремя видами Божественного Промысла понимает следующим образом: ««по благоволению» соответствует добродетельной жизни, угодной Богу; «по домостроительству» - ситуации, когда мы впадаем в ошибки и прегрешения и бываем вразумляемы; «по попущению» - когда, будучи вразумляемы, всё равно не обращаемся»[3].

В Послании Восточных Патриархов о Православной вере Учение Церкви о Боге, как Промыслителе выражено следующими словами: «Веруем, что всё существующее, видимое и невидимое, управляется Божественным Промыслом; впрочем зло, как зло, Бог только предвидит и попускает, но не промышляет о нём, так как Он и не сотворил его. А произошедшее уже зло направляется к чему-либо полезному верховною Благостью, которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно» (пятый член).

Утверждаясь на вышесказанном можно сделать вывод, что все события смутного века нашей истории не являются как случайным стечением обстоятельств, так ипростым осуществлением замыслов и действий наших геополитических соперников, но являются результатом духовно-нравственного состояния нашего общества в различные исторические моменты в ХХ веке, ибо, по слову Священного Писания, «где труп, там соберутся и орлы» (Лук. 17:37).

Поэтому, важнейшей задачей нашего общества должно быть созидание такой нравственно-правовой атмосферы, которая бы способствовала духовно-нравственному возрастаниюв том образе человечности, который нам дан в Священном Писании, а не развитию в человеке эгоизма и низменных страстей.

При этом, понятно, что «никакие человеческие установления, в том числе формы и механизмы общественно-политического устройства, не могут сами по себе сделать жизнь людей более нравственной и совершенной, искоренить зло и страдания.

Важно помнить, - как утверждается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, - что государственные и общественные силы имеют реальную способность и призвание пресекать зло в его социальных проявлениях, но они не могут одержать победу над его причиной — греховностью. Сущностная борьба со злом ведётся в глубине человеческого духа и может иметь успех лишь на путях религиозной жизни личности: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Ефес. 6:12)»[4].

По этой причине Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года отметил правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 года, подчёркивается, что «Господь Иисус Христос, призвав верных Ему в Царство не от мира сего, отделил Церковь, как Своё Тело, от мира»[5]. По этой причине, «правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Следовательно, они и определяют юридический статус Поместной Церкви или её части, предоставляя им возможность нестеснённого исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Государственная власть тем самым перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и в конце концов предрекает свою судьбу»[6].

Что, остаётся добавить, мы и видели ярким примером на всей истории ХХ века».

 

Традиционной частью пленарного заседания стало также награждение лучших педагогов православного образования и дипломантов регионального этапа ХII Международного конкурса «Красота Божьего мира».

За усердные труды в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения архиерейскую грамоту из рук секретаря епархии протоиерея Дионисия Холодова получил проректор по оранизационно-методической и информационной деятельности Ленинградского областного института развития образования Александр Иванович Букреев.

Дипломами и благодарственными письмами во свидетельство усердных трудов в области духовно-нравственного воспитания детей были награждены педагоги и деятели культуры Выборгского, Всеволожского и Приозерского районов.

Организаторы Чтений также отметили благодарственными письмами за глубокие и актуальные выступления на Архангело-Михайловских Епархиальных международных образовательных чтениях в Выборге и за неизменное участие в них со дня их образования протоиерея  Вейкко Пурмонена (Финляндская Автономная Православная Церковь), профессора Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Александра Васильевича Моторина, доцента Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Виктора Семёновича Куткового, аспирантку Московского государственного областного университета Анну Александровну Моторину.

Памятные призы и дипломы от Выборгской епархии были вручены победителям регионального этапа конкурса «Красота Божьего мира».

В завершении пленарного заседания состоялся концерт квартета «Коневец» с исполнением духовных песнопений, народных и казачьих песен.

На пленарном заседании присутствовали более 200 участников: директоров и педагогов средних общеобразовательных школ, заведующих дошкольными образовательными учреждениями, директоров и преподавателей воскресных школ, духовенства Выборгской епархии.

Вел пленарное заседание председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоиерей Игорь Аксёнов.

После перерыва начались секционные заседания Чтений. В малом зале Совета Депутатов прошла секция церковно-государственных отношений, где обсуждались доклады в рамках темы «Столетие русской смуты 1917 года. Уроки истории». Открыл секционное заседание священник Константин Синельщиков докладом «Феномен подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в первой половине ХХ века».

Настоятель Евангелическо-лютеранского прихода Собора свв. Апостолов Петра и Павла г. Выборга пастор Владимир Дородний в своем выступлении рассказал  про исторические этапы Восточной лютеранской епархии и их особенности.

Священник Игорь Лысенко говорил на тему своих исследований о святости царской семьи, как нравственном примере и рецепте общественного исцеления.

Священник Сергий Комаров делал доклад по теме «Столетие Русской смуты 1917 г.  Уроки истории».

Священник Антоний Быков, руководитель информационной службы Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии рассказал о состоянии исследований истории массовых расстрелов в пустоши Койранкангас Всеволожского района.

Священник Михаил Котов озвучил свой доклад «Личностный вклад Патриархов Русской Православной Церкви периода 1917-2017 гг. в созидание духовной культуры и государственности».

В это же время в Выборгской гимназии проходила секция «Молодежь в современном мире, на которой прозвучали 3 доклада.

В выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» доклады были посвящены XX веку в русской культуре. Костяк секции составили выступления преподавателей Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого:  профессор Александр Васильевич Моторин описал русскую смуту 1917 года через призму стихов Сергея Есенина, а доцент Виктор Семенович Кутковой предложил новый взгляд на творчество известного художника Петрова-Водкина.

В  Спасо-Преображенском соборе прошла историческая секция, посвященная грядущему юбилею образования Финляндско-Выборгской епархии.

В Духовно-просветительском центре «Евангелиум» разговор шел о перспективах сотрудничества Церкви и Школы, а также социальном служении Православной Церкви в Выборгской епархии. Эти секции были настолько актуальными и востребованы, что поначалу даже не хватало мест для всех желающих, а работа самих секций продлилась гораздо дольше регламентированного времени.

Во второй день чтений в конференц-зале ДПЦ «Евангелиум» в формате «круглого стола» состоялось обсуждение в русле темы «Христианство и гуманизм в его генезисе». Свои доклады представили доктор филологических наук, профессор Петрозаводского государственного университета Валерий Николаевич Сузи и председатель отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, кандидат философских наук, настоятель Свято-Ильинского храма протоиерей Игорь Аксёнов. Информация, представленная в докладах, вызвала оживленную дискуссию, которая продлилась более двух часов.

Все доклады IV Архангело-Михайловских Епархиальных образовательных чтений будут опубликованы в сборнике, который готовится к изданию сотрудниками епархиального ОРОиК.



[1]Проф. С. С. Верховский. Бог и человек. Москва, 2004, с. 263.

[2] Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения. 161. Пер. Д. А. Черноглазова. Москва, 2010. С. 174.

[3] Цит. по: Беневич Г.И. Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника. СПб, 2013. С. 165.

[4]  Основы учения РПЦ о достоинстве, свободе и правах человека. III.2.

[5]  Основы социальной концепции РПЦ. IV.4.

[6]  Основы социальной концепции РПЦ. III.5.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Анонсы

V Архангело-Михайловские Епархиальные международные образовательные чтения в Выборге.

V Архангело-Михайловские Епархиальные международные образовательные чтения в Выборге, организованные Отделом религиозного образования и катехизации Выборгской епархии - региональный этап XXVI Международных Рождественских чтений - пройдут 23-24 ноября в Выборге, после празднования памяти собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Тема чтений: «Нравственные ценности и национальное благосостояние».

Подробнее...

XIII Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Его Преосвященства, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, на территории Выборгской епархии организуется проведение регионального этапа XIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Подробнее...

Программы курсов повышения квалификации педагогов

В 2017-2018 учебном году курсы повышения квалификации будут ежемесячно проходить в г. Приозерске.

ПРОГРАММА Курсов повышения квалификации для педагогов ОРКиСЭ.

ПРОГРАММА Курсов повышения квалификации для воспиталей ДОУ.

ПРОГРАММА семинаров в ЛОИРО для слушателей Епархиальных курсов повышения квалификации для педагогов ОРКиСЭ и воспитателей ДОУ прошлых лет.

Школа и Церковь

Ролики для ознакомления родителей с содержанием модуля "Основы православной культуры".

Скачать ролик "Уроки православной культуры" 

 

 

Архангельские чтения

22 и 23 ноября 2016 года в Выборге прошли IV АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ, на которых в ходе пленарного и 7 секционных заседаний, а также на круглом столе были представлены  38 докладов. Тема Чтений в этом году была сформулирована как: «125-летие Выборгской епархии. Юбилей на историческом фоне столетия Русской смуты 1917 года. Уроки истории». Напомним, что 24 октября 1892 года - дата создания Финляндской и Выборгской епархии, поэтому Чтения призваны задать вектор осмысления и подготовки к юбилею епархии, который будет отмечаться в 2017 году.

Подробнее...

Поиск