1 ноября в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» (ЛОИРО) прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Культурно-нравственные основы формирования гражданской идентичности молодежи», организованная Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, ЛОИРО, Отделами религиозного образования и катехизации Выборгской и Приозерской епархии и Тихвинской и Лодейнопольской епархии Санкт-Петербургской митрополии Московского Патриархата.
Свой приветственный адрес участникам конференции направил Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий:
Уважаемый Сергей Валентинович, уважаемая Ольга Владимировна, гости и участники конференции, я Вас сердечно приветствую и призываю Божие благословение на Ваши труды!
На открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений, которые проводились на тему: «Традиционные ценности и современный мир» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратил внимание всего русского православного сообщества на важность сохранения и передачи новым поколениям традиционных христианских нравственных ценностей и идеалов:
«Люди всегда ощущают потребность расставить ценностные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты определяют векторы личностного развития, побуждают стремиться к чему-то, достигать определённых целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций».
История России в ХХ веке очень хорошо иллюстрирует этот очевидный факт. Россия вошла в ХХ век, как Православное царство, большую часть ХХ века провела в борьбе со своими прежними христианскими идеалами, а закончила ХХ век крушением вообще всех идеалов, превратившись в общество без национальной идеи и нравственных ориентиров.
Поэтому, следует всегда отличать ценности, выработанные человечеством, т.е. исходящие от человека; от ценностей, которые положены Богом, как Его образ, в основу человеческого бытия. Первые являются относительными, преходящими и зачастую меняются с ходом истории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог.
На Православной Церкви, лежит особая ответственность за сохранение и передачу духовных, традиционных христианских нравственных ценностей будущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое сообщество, чтобы в основе его бытия всегда лежал вечный и неизменный образ бытия Триипостасного Бога, Который открывается нам как Истина и Любовь.
В декабре прошлого года Президент нашей страны, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, справедливо отметил, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» и призвал «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение».
Несомненно, что в Российском обществе такую роль хранителя и транслятора традиционных ценностей из поколения в поколение по преимуществу всегда выполняла Русская Православная Церковь. Но, одновременно, «огромную роль в этом процессе играет образование, тесным образом связанное с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каждого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей Родины» («О необходимости сделать русские школы русскими»)».
За прошедшие два года в развитии православного образования в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех школах, пока, правда, только в четвертых и пятых классах, родители получили возможность выбирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры». Историческое значение этого события для России переоценить сложно.
Двадцать лет российская школа переиначивались под лозунгом: «Школа должна давать знания; она не должна воспитывать». Этот лозунг образовательной перестройки был понятен в те времена, когда школу надо было избавить от излишней коммунистической идеологизации. Но, в результате, дети и их родители оказались брошенными один на один с глобальной медиаимперией развлечений. И сейчас российское общество все больше склоняется к тому, что воспитание - это задача не только семьи. Традиционную систему христианских ценностей, которые являются фундаментом российской культуры, детям может и должна дать школа и Церковь.
На наших глазах происходит долгожданная перемена в педагогических приоритетах - в новом Федеральном образовательном стандарте обозначена новая обязательная область – «духовно-нравственная компонента». В руководстве нашей страны сегодня есть ясное понимание того, что «качественное обучение без воспитания невозможно». Президент Владимир Владимирович Путин в своём ежегодном Послании Федеральному Собранию озвучил задачу для Правительства нашей страны: «подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты».
Школьное образование не может быть лишено устойчивой ценностной основы. Оно должно быть, прежде всего, нравственно ориентированным.
«Духовное просвещение и воспитание — это важнейшая составляющая церковной миссии, которая, - как сказал Святейший Патриарх Кирилл, - является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван проповедовать Царствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением (Деян. 28:31)».
От души желаю Вам, уважаемые труженики на ниве Христовой, крепости душевных и телесных сил и помощи Божией в предстоящих нам трудах.
На пленарном заседании конференции с докладом "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ" выступил Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии настоятель Свято-Ильинского храма в городе Выборге протоиерей Игорь Аксенов. С текстом его доклада можно ознакомиться по данной ссылке.