В начале учебного года в актовом зале Ленинградского областного института развития образования в Санкт-Петербурге прошел семинар-совещание о задачах и перспективах деятельности ЛОИРО в 2013 - 2014 учебном году. После выступления ректора института Ковальчук Ольги Владимировны слово было предоставлено председателю Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоиерею Игорю Аксёнову, который выступил с докладом "Социальное партнерство в духовно-нравственном воспитании на современном этапе":
Уважаемая Ольга Владимировна, уважаемые коллеги, благодарю Вас за предоставленную мне возможность выступить перед Вами.
Говоря о духовно-нравственном воспитании в реалиях современного мира мы должны отдавать себе ясный отчёт, что современные дети в значительной мере отличаются от детей не только XIX века, но и детей конца ХХ века. В чем их главное отличие?
По причине взрывного характера развития современных информационных технологий современных детей практически невозможно оградить от знакомства с различными формами проявления зла в человеческой жизни. Телевидение, интернет, социальные сети не позволяют сегодня оградить ребёнка от соблазнов греха во всех его проявлениях. При чем речь идёт не только о разврате, разрушаются не только семейные ценности, но такому же сомнению и поруганию подвергаются практически все традиционные ценности.
Современный глобализм можно сравнить с древним Вавилонским столпотворением, в котором была опасность установления на всей земле «единомыслия зла» (Прем. 10,5), если бы Господь тогда не разделил народы, сделав непонятной для них речь друг друга.
Современные дети гораздо более информированы во многих областях жизни по сравнению даже с детьми предыдущего поколения. Но при том, что эта информированность, как правило, бывает достаточно поверхностной, в целом она носит негативный характер по отношению к традиционным ценностям.
Для многих российских детей настоящими кумирами становятся зарубежные эстрадные «звезды», победители конкурсов красоты, киногерои триллеров и блокбастеров, которые формируют у подростков культ силы и успеха любой ценой.
Одновременно происходит меркантилизация жизненных ориентаций, когда дети не хотят уже быть учителями, лётчиками и космонавтами, а хотят стать банкирами, миллионерами, или пиратами. Налицо вытеснение идеальных ценностей материально-вещественными.
Любовь к своему Отечеству и родному краю сегодня находится на периферии ценностных ориентиров подрастающего поколения. Некоторые дети открыто высказывают желание жить в другой стране.
И здесь нельзя не заметить, что наряду с виртуальными, информационными опасностями на пути формирования российской идентичности у современных школьников, существуют, также, и реальные жизненные трудности и факты социальной несправедливости, которые, хотя и присутствуют в любом обществе, но с которыми непосредственно сталкиваются наши российские семьи, и которым, в семейном кругу, в присутствии детей, даётся, зачастую, нелицеприятная оценка. Надо прямо признать, дети не часто сталкиваются с примерами торжества добродетели в реальной жизни. Эти факты действительных жизненных трудностей, при этом ещё получивших определённую негативную оценку в семейном кругу, только подтверждают информацию полученную ребёнком из виртуальных источников и утверждают его в негативной оценке окружающей действительности.
Поэтому сегодня перед школой и духовно-нравственным воспитанием стоит задача научить молодого человека видеть дальше видимого горизонта своего времени и глубже видимой объективной реальности. А это уже область веры в Бога, Его благой промысл, праведный суд и воздаяние.
Таким образом, если дореволюционная и советская школа занималась духовно-нравственным воспитанием, если можно так сказать, практически с чистого листа детской души, то сегодня школа зачастую вынуждена заниматься духовно-нравственным перевоспитанием, противопоставляя общемировым ценностям общества потребления более высокие духовно-нравственные ценности. Такие ценности может дать только религиозное воспитание.
Не может быть истинных духовно-нравственных ценностей в отрыве от Бога и веры в Него. Потому что, если мы хотим уйти от постсоветской модели общественно-государственного устройства, которая оказалась в плену у нравственного релятивизма и индифферентизма, нам необходимо дать твёрдое, абсолютное обоснование нравственно-этических норм, которое невозможно сделать вне категорий Творца этого мира, обладающего абсолютным, неизменяемым бытием.
Поэтому и Президент нашей страны, обращаясь в декабре прошлого года с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, справедливо отметил, что «сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп» и призвал «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение».
Надо заметить, что гибель цивилизаций, - от греко-римского мира, до империй новейшего времени, - происходила, да и происходит не из-за экономических или геополитических проблем, а по причине забвения нравственных норм. Поэтому сегодня, как никогда, важными видятся вопросы связанные с духовно-нравственным воспитанием. Ещё в Притчах премудрого царя Соломона говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6).
Сегодня, с введением нового общеобразовательного курса ОРКСЭ нам предоставляется уникальная историческая возможность через его преподавание оказать существенное влияние на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. А через это и на все стороны жизни будущей России.
Ведь от того, в каком нравственно-духовном состоянии находятся люди, такие будут и отношения между ними в любой сфере бытия, от экономики и политики, до отношений с соседями по лестничной площадке, которые также зависят от их нравственно-духовного состояния.
Простая сумма знаний ещё не делает человека человеком. Поэтому, не будет преувеличением сказать, что задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются, по сути, основными в деятельности общеобразовательной школы в любом государстве, в том числе и в России. И это, прежде всего, задача духовно-нравственного воспитания, формирования у школьника с определённого возраста устойчивой системы духовно-нравственных ценностей на основе целостных мировоззренческих и этических традиций, представленных в российском обществе.
Без решения этих воспитательных задач обучение ребёнка в школе во многом обесценивается. Теряет своё значение и освоение им основ наук, и подготовка к выбору профессии. Выпускники школы без сформированного исторического сознания, национального самосознания, крепких моральных устоев не смогут реализоваться как личности, создать в будущем счастливые семьи, быть настоящими гражданами, хозяевами нашей страны.
Сегодня наше государство и действующие в нем законы не запрещают, а, напротив, предоставляют широкие возможности для участия Церкви в образовании и воспитании юных граждан России. Конкретизация того, что мы с Вами можем совместно сделать в данном направлении, отображена в тексте Соглашения о сотрудничестве между Ленинградским областным институтом развития образования (ЛОИРО) и Отделом религиозного образования и катехизации Выборгской епархии, которое месяц тому назад было подписано в этих стенах.
Данное Соглашение предусматривает наше сотрудничество в области образования и духовно-нравственного просвещения школьников и молодёжи в Ленинградской области, которое включает:
– решение организационных вопросов, связанных с преподаванием модуля ОПК в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также профессиональной подготовкой и повышением квалификации преподавателей Основ православной культуры;
– проведение экспертизы содержания региональных учебников и образовательных материалов, предназначенных для преподавания курсов духовно-нравственной направленности в государственных и муниципальных учреждениях образования;
– проведение научно-практических и просветительских конференций, семинаров, конкурсов и других мероприятий для педагогических работников образовательных учреждений;
– участие в проведении совместных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания.
Эти стороны социального партнёрства в духовно-нравственном воспитании областной молодёжи нашли отображение и в Плане работы Отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии на 2013 – 2014 учебный год.
В частности, наш Отдел принял и я надеюсь будет и далее принимать участие в конкурсной комиссии Ленинградского областного этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».
При Епархиальном отделе образования организуются курсы повышения квалификации для учителей «Преподавание модуля ОПК нового учебного курса ОРКиСЭ в контексте ФГОС». Планируется, что заведующая учебно-методическим центром гуманитарных дисциплин ЛОИРО Срабова Ольга Юрьевна прочитает на них целый цикл лекций на тему «Конструкт урока ОПК в контексте лично-ориентированного образования с опорой на системно-действенный подход».
В Программе курсов, также предусмотрен целый ряд лекций по трудным для раскрытия светскими учителями тем модуля ОПК, которые прочитают сотрудники нашего отдела. Это такие темы, как «Человек и Бог в Православии. Бытие абсолютное и бытие относительное», «Храм и иконы. Божественная Литургия и Таинство Причастия», «Православное учение о человеке. Человек до грехопадения, после грехопадения, человек на пути обожения и человек спасённый», «Семья и современный мир», «Христос и Его Крест», «Пасха. Воскресение Христа и наше воскресение».
На этих лекциях мы дадим иную глубину понимания этих вопросов, нежели они раскрыты в учебниках для детей.
Занятия на курсах будут проводиться по вторникам, один раз в месяц, в 11-00, в конференц-зал духовно-просветительского центра «ЕВАНГЕЛИУМ» при Свято–Ильинском храме в Выборге.
В конце курсов предполагается провести круглый стол на тему: Преподавание ОПК в контексте ФГОС в 2013-2014 учебном году в свете опыта педагогической деятельности на местах.
Мы ожидаем, что Вы поможете нам и сориентируете учителей на посещение наших Курсов повышения квалификации. Как сказал Святейший Патриарх, для Церкви важен не столько высокий процент выбора Основ православной культуры, сколько само качество преподавания, улучшение нравственного климата в наших школах. Понимая, что процесс возвращения духовно-нравственной культуры в школу – это всерьёз и надолго, качественные показатели представляются несравнимо более ценными по сравнению с количественными. Поэтому, мы будем стараться прилагать максимум усилий по работе с учителями. Надеюсь в этом вопросе на Ваше понимание и соработничество.
Также наш Отдел религиозного образования сейчас согласовывает с Комитетом общего и профессионального образования ЛО Положения о конкурсе педагогических работ и детско-юношеском творческом конкурсе «Уроки веры и благочестия».
Совместно с помощниками благочинных по образовательной деятельности наш Епархиальный отдел религиозного образования планирует подготовить несколько школ в Выборгской епархии к участию в Общероссийской Олимпиаде школьников по ОПК.
В ноябре мы готовимся провести региональный этап Рождественских чтений – «Архангельские международные образовательные чтения в Выборге», которые будут приурочены к празднику Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
XXII Международные Рождественские образовательные чтения будут проводиться на тему: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». Соответственно, тема Первых Архангельских образовательных чтений в Выборге предложена как «Исторический путь России: Крещение Руси, прп. Сергий, новомученики ХХ в. и современность. Религиозное осмысление».
Приглашаем Вас принять участие в Архангельских международных образовательных чтениях в Выборге. Уже на этой неделе будут напечатаны Приглашения и Программа Архангельских чтений, а сегодня я Вам дам для ознакомления их макеты.
Вот в таких конкретных чертах нам видится наше соработничество в духовно-нравственном воспитании областной молодёжи на современном этапе.
Благодарю за внимание.