III Архангельские Епархиальные Международные образовательные чтения - региональный этап XXIV Международных Рождественских чтений - проходят 20-21 ноября в Выборге, накануне и в день памяти собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Тема чтений: «Традиция и современность: опыт прошлого и взгляд в будущее в жизни Церкви, общества и человека».
В Муниципальном дворце культуры Выборга епископ Выборгский и Приозерский Игнатий открыл чтения в присутствии Сергея Валентиновича Тарасова, председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Владимира Алексеевича Рошковича, первого заместителя главы администрации МО «Выборгский район», и участников чтений: клириков епархии, представителей педагогического сообщества, молодежи, приглашенных гостей – богословов, филологов, искусствоведов, преподавателей из других регионов России и разных стран.
Преосвященнейший владыка рассказал о традиционных ценностях как вызове секулярному обществу и идеологии потребления. Ниже его выступление приводится полностью.
«Может ли человек нормально и полноценно жить в обществе, не имея системы ценностей? Может ли нормально и полноценно жить и развиваться общество в целом, если в нём отсутствуют или серьезно повреждены ценностные ориентиры? Ответить на эти фундаментальные вопросы невозможно без осознания и определения целей, ради которых живет человек и ради которых существует социум.
Для человека, воспитанного в христианской системе мировоззрения, ответ очевиден: отсутствие ценностной системы делает жизнь как конкретного человека, так и общества, бесцельной, ведет к деградации, упадку и духовному умиранию. Иметь ценности – значит иметь нравственные идеалы, а соблюдать нравственные идеалы – значит противостоять злу, то есть исполнять замысел Божий о человеке. Этот замысел заложен в саму природу человека, для которой сознательное стремление ко злу противоестественно. Осознавая поврежденность человеческой природы грехом, человек при этом призван ориентироваться в своей жизни на систему религиозно-нравственных идеалов, бороться с низшими наклонностями и стремлениями, чтобы они не затемняли нравственное сознание. Таким образом, ценности – это то, что определяет нашу повседневную жизнь. Наличие нравственных ценностей наполняет нашу жизнь смыслом, а их отсутствие, напротив, делает жизнь бесцельной. Очевидно, что быть жизнеспособным и успешно развиваться может только такое общество, в котором система ценностей устойчива и не противоречит Божиему замыслу о человеке.
Когда мы говорим о традиционном обществе, то мы всегда говорим об обществе, в котором система ценностей создана на религиозной основе. В традиционном обществе именно религия определяет общественные представления о добре и зле, о смысле человеческого существования. В таком обществе, в отличие от общества секулярного, система ценностей воспринимается не как плод человеческого разума, а как данность, имеющая источником Божественное Откровение, и потому не подлежащая волюнтаристскому переосмыслению. Сама жизнь традиционного общества является целостной и не раздробленной, как это происходит в обществе, где начинает господствовать секулярное мировоззрение, когда религия отделяется от науки, нравственность отделяется от практической жизни, и в конечном итоге на первое место выходит воля, а правильнее сказать, «своеволие» отдельной личности, не подлежащее этической и моральной оценке. К сожалению, это то, что мы видим сегодня на примере современной западной цивилизации, переставшей быть обществом традиционным со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.
Почему же забвение традиционных, прежде всего нравственных, ценностей делает общество нежизнеспособным? Ответ на этот вопрос ясно дан в Священном Писании – и в Ветхом Завете, и в Завете Новом. «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому», - читаем мы в Книге Товита (Тов. 4:15). В Нагорной проповеди об этом сказано еще ярче и сильнее: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). И здесь становится очевидно, что нравственные ценности – это не свод правил, а само внутреннее основание жизни, аксиома, драгоценная истина, открывающая человеку путь к счастью. В традиционном обществе эта аксиома впитывается в человека, можно сказать, с молоком матери. Но горе тому обществу, где нравственные истины предаются забвению.
Уважение и любовь к ближнему – это отнюдь не свод оторванных от жизни абстрактных сентенций. Это живой опыт, выстраданный множеством поколений, и потому имеющий абсолютную ценность. На уважении и любви к ближнему строится вся жизнь социума. Это невозможно заменить ничем. Без этого уважения и этой любви общество теряет человеческое лицо и готово истребить само себя. В то же время важно понимать, что все нравственные заповеди теряют свой смысл и свою силу без самой первой и главной заповеди о любви человека к Богу. Неслучайно именно эту главную заповедь секулярное сознание пытается первым делом исключить из жизни человека и общества. Этим снимаются все препоны на пути отмены нравственного закона и расчеловечивания.
Надо честно признать, что сегодня мы живем в обществе, в котором жизнь определяется мировоззрением не религиозным, а секулярным. Где-то в меньшей степени, а где-то секулярное мировоззрение возобладало практически полностью. В секулярном западном обществе, отошедшим от своих христианских основ, нет места для Бога. На место Бога поставлен человек со всеми его грехами, страстями, а часто, пороками и противоестественными наклонностями. Отказ от высокого образа человека, сотворенного по образу Божию, поставило секулярное общество на край пропасти, за которым бездна.
Что характерно, секулярное общество двигается к упадку постепенно. Вспомним европейскую эпоху Просвещения, когда много говорилось о высоком призвании человека, о его способности без Бога осваивать и преображать окружающий мир. Это же мы видим и на примере строительства общества коммунистического, в котором речь заходила уже и о преобразовании космоса. Однако финал для секулярного общества всегда один. Человек в таком обществе оказывается лишен высоких целей и идеалов, становится потребителем сиюминутных благ. Более того, общее благо отходит на второй план, уступает место личному благополучию, удовлетворению личных потребностей и желаний, зачастую греховных. В секулярном обществе складывается «культ свободы» индивидуума. Высшей ценностью провозглашается свобода выбора, но при этом выбирать человек может не только то, что выбирать нормально и естественно – профессию, место жительства, бытовую обстановку… Выбору подлежат нравственные ценности, мировоззрение и даже сама Истина. Таким образом, свобода человека в секулярном обществе превращается в произвол. Истина – это не предмет потребления, её нельзя выбрать, тем более не имея ясных представлений о добре и зле. Истину можно только познать, и в этом заключается высшая суть свободы: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
На протяжении десятилетий атеистическое государство СССР навязывало нашему народу секулярное мировоззрение. Сегодня атеизм не в почете, но существует другая опасность. Нам настойчиво пытаются навязать представление о том, что общественная жизнь должна быть исключительно светской, а религия – частное дело отдельных личностей и место ей в церковной ограде. Конечно же, это не соответствует реальному состоянию общества, настоящим убеждениям и потребностям людей. Подавляющее большинство жителей нашего Отечества однозначно связывает себя с определенной религиозной традицией. Сегодня традиционное мировоззрение, которое мы смело можем называть религиозным, становится всё более значимым для множества граждан России всех возрастов. Мы видим, что люди стремятся не только к приобретению материальных ценностей, но и к нравственному благополучию, заботятся о ценностях, имеющих духовное содержание. Сторонники секулярного мировоззрения составляют меньшинство в нашем обществе, хотя часто они настроены агрессивно. Да, мы не отказываем им в праве иметь те убеждения, которые они имеют. Но мы не можем позволить им определять жизнь общества, игнорируя взгляды миллионов людей, имеющих религиозную веру и придерживающихся системы традиционных нравственных идеалов. В этой связи понятно, что Православная Церковь, отстаивая традиционные ценности, бросает вызов секулярному мировоззрению, идет наперекор идеологии «общества потребления».
Увы, но ряд западных христианских сообществ (хотя их уже трудно назвать христианскими) сегодня перенимает ложные идеалы секулярного мировоззрения, превратно истолковывает нравственное учение. Результатом этого становится ценностный конфликт уже внутри самого христианства. Христианские нравственные нормы объявляются относительными, ставятся в зависимость от современной ситуации, подаются как продукт общественного договора. В конечном итоге делаются попытки переосмысления и изменения самого учение христианства о человеке и его отношении к Богу. Религиозное мировоззрение незаметно подменяется мировоззрением секулярным, а человек наделяется правом самовольно определять критерии нравственности. Цитаты из Библии подгоняются под нужный «социальный заказ». Как результат, очевидные нравственные пороки облачаются в белые одежды и объявляются отнюдь не пороками, а вполне себе добродетелями, угодными Божией правде.
На протяжении последних десятилетий, но особенно сегодня, мы видим очень опасную тенденцию размыванию системы традиционных христианских нравственных ценностей, причем происходит это в общемировом масштабе. В складывающейся ситуации Православная Церковь призвана активно отстаивать свою духовную и нравственную позицию. Голос Церкви должен быть слышен для миллионов людей. Задача каждого члена Церкви сегодня – это утверждение ценности человека как образа Божия, утверждение и словами, и делами.
В этом состоит сегодняшняя миссия Православной Церкви. Путь к успеху миссии лежит в нахождении точек соприкосновения религиозного и светского взгляда на мир и место человека в нём. Наше государство, наше образование, наши законы должны учитывать и нормы религиозной традиции, и нормы светского общества, разумно сочетая их. Наш вызов секулярному «обществу потребления» - это в то же время призыв к совместной работе по возвращению в общественную жизнь традиционных нравственных ценностей и духовных основ человеческого бытия», - так завершил Преосвященнейший владыка свое выступление.
К епископу Выборгскому и Приозерскому Игнатию и участникам чтений со сцены обратились представители Правительства Ленинградской области и администрации Муниципального образования «Выборгский район».
Владимир Алексеевич Рошкович, первый заместитель главы администрации МО «Выборгский район», в своем выступлении рассказал о сотрудничестве Комитета и Выборгской епархии: «Доброй традицией епархии стали совместные коллегии епархиального Отдела по образованию с участием представителей районных комитетов образования. Большое внимание в Ленинградской области уделяется повышению квалификации педагогов, и областной Институт образования здесь также сотрудничает с Выборгской епархией: организуются познавательные поездки, осуществляется обмен опытом и совместные образовательные проекты разного формата».
Сергей Валентинович Тарасов, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, рассказал, как выстраивается работа по совершенствованию духовно-нравственного просвещения с целью защиты традиционных семейных и патриотических ценностей. Совместно с епархией Комитет осуществляет различные проекты в соответствии с подписанным соглашением: «Общение представителей педагогического сообщества и епархии всегда является не формальным, нацеленным на результат. Так, сегодня особенно важна работа с семьей, и одной из наиболее массовых ее форм становятся уроки семейного благочестия». Приоритетом в системе образования Ленинградской области Сергей Валентинович назвал воспитание: «Это традиция, которая характерна именно для нашей образовательной модели», - подчеркнул он. В завершение доклада Сергей Валентинович поблагодарил Выборгскую епархию и лично епископа Выборгского и Приозерского Игнатия за организацию Архангельских чтений.
В ходе работы конференции был продемонстрирован фильм о православном образовании, подготовленный Отделом по образованию Выборгской епархии. Фильм рассказывает о взаимодействии школы и Церкви на территории Выборгской епархии и включает интервью с епископом Выборгским и Приозерским Игнатием.
Председатель епархиального Отдела по образованию, протоиерей Игорь Аксенов рассказал о важности работы участников. Архангельские чтения - региональный этап Рождественских чтений. Темы и проблемы, поднятые в ходе работы конференции, будут обсуждаться в дальнейшем на федеральном уровне: «Сочетание традиций и современности - острейшая и актуальнейшая тема. Нельзя говорит о прогрессе, не опираясь на накопленный человечеством опыт». О. Игорь напомнил слова Ивана Сергеевича Аксакова, писателя и мыслителя: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, становится регрессом,» - и выступление Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на Съезде православной молодежи, где Его Святейшество предупреждал об опасностях ускорения научно-технического прогресса, погружения молодежи, детей и взрослых в виртуальный мир.
За усердные труды в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения архиерейские грамоты из рук Преосвященнейшего владыки Игнатия, епископа Выборгского и Приозерского получил Александр Тихонович Моржинский, председатель Комитета образования по Всеволожскому району и Галина Федоровна Тысячная, председатель Комитета образования по Приозерскому району. Дипломы из рук владыки Игнатия получили директор Приозерской детской художественной школы Тамара Васильевна Лаврентьева, директор школы № 37 г. Выборга Наталья Николаевна Данилова и директор средней школы № 6 г. Выборга Лариса Владимировна Савченко. Благодарственными письмами были награждены директор Первой Выборгской гимназии Наталья Анатольевна Моисеева, директор Приозерской специальной (коррекционной) начальной школы-детсада Елена Вячеславовна Алехина и педагоги Ленинградской области.
Памятные призы и дипломы владыка Игнатий вручил победителям первого регионального этапа детского конкурса «Красота Божьего мира».
В завершении пленарного заседания состоялся концерт квартета «Коневец» с исполнением духовных песнопений, народных и казачьих песен.
Работу чтений продолжили тематические секции, посвященные церковно-государственным отношениям, работе Церкви с молодежью, взаимодействию Церкви и Вооруженных сил России, социальному служению.
Во второй день после Божественной Литургии участники Чтений продолжили свою работу на еще двух секционных заседаниях, проходивших в Духовно-просветительском центре "ЕВАНГЕЛИУМ" при Свято-Ильинском храме. В два часа дня там открылась секция «Православное образование. Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в XXI веке», а в 17-00, после кофе-брейка - секция «Православие в общемировой и русской культуре вчера и сегодня». На этих секция с докладами выступали профессора психологии, филологии, философии из Петербурга, Новгорода, Москвы, Петрозаводска, Венгрии, директора школ, а также директор Ленинградского областного архива (г. Выборг) Красноцветова С. Е.
Завершились Чтения подписанием итоговой резолюции участников.
Второй день Архангельских чтений в Выборге собрал педагогов, богословов и филологов с мировыми именами.
21 ноября, в день памяти собора Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, участники молились за Божественной литургией Свято-Ильинском храме. Богослужение возглавил протоиерей Игорь Аксенов, настоятель храма и председатель епархиального Отдела образования, в сослужении штатных клириков прихода и приглашенных участников Чтений в священном сане.
Работа чтений продолжилась в тематических секциях. В рамках темы "Православное образование. Вопросы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в XXI веке" выступил Александр Васильевич Моторин, доктор филологических наук, профессор из Великого Новгорода (НовГУ), и Марианна Ярославовна Дворецкая, доктор психологических наук, профессор из Санкт-Петербурга (РГПУ). Докладчики говорили о необходимости возрастания роли воспитания в современном образовании, что признается на государственном уровне. Доклад Александра Васильевича вызвал живой отклик у собравшихся: ученым предложена методика определения уровня нравственности ("нравственной воспитанности") в свете "православного душеведения" - методика прямого приложения Евангельского слова о сочетании "веры и дела"в науке.
Другими докладчиками стали участники чтений из Выборгской епархии - Наталья Анатольевна Моисеева, директор выборгской Гимназии №11, протоиерей Владимир Маслов, заместитель председателя ОРОиК епархии, Ирина Витальевна Шапошникова, преподаватель воскресной школе в кафедральном соборе Рождества Богородицы г.Приозерска.
В рамках секции "Православие в общемировой и русской культуре вчера и сегодня" прозвучали доклады, осветившие неизвестные аспекты иконологии, библеистики, агиографии, истории и искусствоведения.
Виктор Семенович Кутковой, иконописец, художник, доктор философских наук, профессор НовГУ, рассказал о богословии в личном письме русской иконы. Участники чтений с интересом восприняли живое выступление автора нескольких монографии о богословии иконы.
Профессор Сегедского университета (Венгрия), доктор филологических наук Валерий Владимирович Лепахин - известный писатель, его книга "Не опали меня, Купина. 1812" стала номинантом (шорт-лист) Патриаршей премии по литературе. Монографии Валерия Владимировича о взаимосвязях иконы и словесности популярны среди филологов всего мира. Он является председателем Международной конференции «Иконология и иконичность», которая проводится Издательским Советом Московской Патриархии. Лепахин первым выделил иконологический метод изучения литературного произведения, который особенно интересен для преподавателей литературы и русского языка - ведь обращаясь к иконе как части сюжета произведения, учитель может полнее раскрыть смысл текста, приобщив учеников к Православию. Валерий Владимирович рассказал участникам Архангельских чтений об особенностях изображений воинства в древнерусской словесности и иконописи. Тема особенно актуальна в свете современных непростых событий в мире.
Валерий Николаевич Сузи, доктор филологических наук, профессор Петрозаводского университета, в своем докладе обратился к личности преподобного Сергия Радонежского как образу духовного возрождения России. Книги Сузи об онтологии и гнозисе в русской литературе изданы в России и зарубежом, он является ответственным секретарем Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РК и Петрозаводской епархии, работает в контакте с образовательным отделом Петрозаводской епархии (организация конференций, семинаров, курсов), является одним из организаторов республиканских Чтений "Дни славянской письменности и культуры в Карелии", "Православие в Карелии", "Духовно-культурное и экономическое возрождение Карелии", Педагогических чтений. Участвует в подготовке международной конференции "Евангельский текст в русской литературе…" и др.
Другими докладчиками секции стали Л. Зырянова, директор Каменногорского образовательного центра с темой "Библейские сюжеты в мировой литературе"; С. Краснцветова, директор Ленинградского областного архива, с докладом об одной из непрочитанных страниц истории Ленинградской области - открытии храмов в годы Великой Отечественной войны - с привлечением редких архивных данных; А. Моторина, аспирант МГОУ, проанализировавшая интерпретацию произведений Бунина в фильме Никиты Михалкова "Солнечный удар".
По итогам чтений составлена резолюция, где отражены итоги обсуждений. Она подписана председателем Отдела по образованию Выборгской епархии, протоиереем Игорем Аксеновым и рядом именитых участников Чтений. В дальнейшем она будет утверждена самим епископом Выборгским и Приозерским Игнатием. Все доклады III Архангельских Епархиальных Международных образовательных чтений будут опубликованы в сборнике, который готовится к изданию сотрудниками епархиального Отдела по образованию.