ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Милостью Божией мы снова достигли радости и торжества Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. Позади пост, который называется Великим не по нашему воздержанию, а по тем искушениям, в которые Господь попускает нам войти в его дни для испытания нашей веры, исправления путей нашей жизни и утверждения нас в заповедях Божиих терпением Христовым. И ныне мы целых сорок дней будем радоваться и ликовать о Воскресшем Господе и избавлении всех верных Ему от власти ада и вечной смерти.
Добро восторжествовало над злом, Истина над ложью, Жизнь одержала победу над смертью, и это так естественно находит светлый радостный отклик в наших сердцах, угнетаемых неправдою, господствующей в этом мире, и трепещущих перед смертью.
Вот почему так торжественно и радостно наше пасхальное богослужение, вот почему мы так ликуем, и сердца наши как бы сами поют хвалу Христу Воскресшему. Вот почему Пасха Господня является поистине "праздников Праздником и Торжеством из торжеств".
В Воскресении Христовом заключено и торжество, и смысл, и основание нашей христианской веры. Ибо, как пишет Апостол Павел, "если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша… По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем" (1Кор. 15:14,32). Если бы Христос не воскрес, то не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла над добром и диавола над всем миром светлого и идеального.
Но Воскрес Христос - и остался поруган и бессилен "отец лжи, человекоубийца от начала - диавол" (Иоан. 8:44).
И наша радость о Воскресшем Господе - это не плод самовнушения. Мы празднуем действительное историческое событие, - историческое, а не мифологическое, - и даже более того, мы празднуем событие всемирно-исторического значения, которое определило не только судьбы этого мира, но и непосредственно относится к самому важному для каждого из нас: к нашей жизни и нашей смерти.
Дело в том, дорогие братья и сестры, что после грехопадения наших прародителей Адама и Евы мы стали смертны, и все наши горести и радости стали временными, и каждому из нас предстоит умирать. А перед фактом личной смерти каждого из нас и все дела человеческие уже предстают в ином свете, как о том сказал премудрый Екклесиаст: "Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа" (Еккл. 1:14).
А ПАСХА ХРИСТОВА - это и есть праздник победы над смертью.
Радость, ни с чем не сравнимая радость Пасхи Господней озаряет в эти дни наши сердца, и рассеивает всю скорбь прошедшего времени Поста. И эта наша пасхальная радость - есть прообраз той великой будущей радости воскресших праведников, победителей мира сего с ложью, похотью и гордостью его, когда для них наступит время воздаяния им по их стоянию в Вере и Правде Божией. Как об этом прекрасно говорится в паримии,читаемой в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских:
"Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа…
Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: "это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его- со святыми? Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. " (Прем. Сол. 3:1-10, 5:1-9).
Православная Церковь, воспоминая и торжественно празднуя Воскресение Христово, одновременно пророчествует и свое будущее торжество во Второе Пришествие Его, которое для верных Господу христиан, является не концом света, а концом тьмы века сего преходящего и пришествием Света Истины - Спасителя мира Господа Иисуса Христа. И мы, исходя из дверей храма в ночь перед Пасхой в белых облачениях праведности и чистоты, символизируем святых Жен-мироносиц, которые еще затемно в утро Воскресения Христова поспешили ко гробу своего Божественного Учителя и сделались благовестницами Его Воскресения. Исходя же крестным ходом во все дни Светлой седмицы в пасхальных, царского цвета облачениях, мы уже пророчествуем наше будущее воскресение в Пришествие Его, когда, по слову пророка Даниила, "царство и власть и величие царственное во всей поднебесной будет дано народу святых Всевышнего"(Дан. 7:27).
Так и Церковь, - собрание народа Божия, - пребывает ныне от мира сокрытой стенами храма. Но при наступлении Дня Господнего, который уже не имеет конца, станет явной всему миру во всем великолепии славы сынов Божиих. И тогда все скорби, которые претерпели верные Христу Спасителю, покроются преизбыточной радостью торжества Пасхи Божией, как о том говорит Откровение Божие: "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Апок. 21:4).
Ни с чем не сравнимая радость Пасхи Господней озаряет в эти дни наши сердца и рассеивает всю скорбь прошедшего времени Поста. И эта наша пасхальная радость есть прообраз той великой будущей радости победителей мира сего с похотью его, о которых говорит Откровение Божие: "Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном" (Апок. 21:7).
"Радуйтесь", - так приветствовал Воскресший Господь жен-мироносиц по Воскресении Своем. "Что ты унываешь, радость моя?" - так нередко говорил приходившим к нему с печальными лицами весь осиянный светлой пасхальной радостью великий молитвенник и подвижник земли русской - преподобный Серафим Саровский, - "Нет причины унывать - Христос Воскресе!"
Чего же нам бояться, чего устрашаться в этом мире, если Господь победил смерть? Одно только должно быть для нас страшным: как бы нас не обольстил враг нашего спасения, и как бы мы, обольщенные им, сами не изменили Христу Воскресшему; воображая, что служим Господу, не перешли на службу врагу нашего спасения.
А чтобы избежать этого, мы всегда должны помнить, что нет Воскресения без Голгофы, что нет истинной Пасхальной радости без Креста. "Я есть путь и истина и жизнь" (Ин. 14:6) - сказано Господом, и только путем Христовым, путем крестоношения в этом мире можно достигнуть воскресения в жизнь вечную.
Еще раз, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю Вас с Пасхой Христовой, и от всей души желаю радоваться, и еще раз радоваться о Победе Господней над диаволом, адом и вечной смертью.
ВОИСТИНУ ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Председатель отдела религиозного
Настоятель Свято-Ильинского храма в городе Выборге
протоиерей Игорь Аксенов