Председатель отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоирей Игорь Аксёнов принял участие в педагогическом совете Выборгского района. В рамках педсовета состоялась дискуссия на тему «Качественное образование и успех». Представители разных сфер деятельности высказывали свою точку зрения, рассуждали о том, как воспитать ребёнка успешным, и что такое настоящий успех. Высказал свой взгляд по теме дискуссии и о. Игорь.
- Школа занимается образованием, а образование есть процесс формирования в ребенке в период становления личности определенного образа. И этот образ, конечно, должен помочь ребенку стать счастливым. Успех не всегда обозначает счастье. Человек может быть очень успешным предпринимателем или чиновником, занимать высокие должности, а при этом быть глубоко несчастным, не имея нормальной семьи или имея детей, которые выросли эгоистами. Успех – это категория относительная. Ведь человек всегда измеряет свою успешность по отношению к кому-то, кто не так успешен. Если все одинаково успешны - как понять, что ты успешен? Точно также как человек богатый богат относительно того, кто беден. Если все богаты, то как ты скажешь, что ты богат? На тему успеха Господь прекрасно сказал в Евангелии, когда однажды его ученики спорили между собой, кто из них больше. Господь призвал их и говорит: кто хочет из вас быть первым, будь всем слугою. Действительно, когда человек важен, необходим для других в их жизни, когда он может принести благо другим, тогда он действительно успешен, потому что в нем нуждаются. Если посмотреть на Евангельскую историю, то сам воплотившийся Бог Господь Иисус Христос был не успешен как человек. Его жизнь завершилась распятием, смертью, ученики разбежались. Однако посмотрите, какой обильный плод принесла Его жертва, которую Он принес за грех людской. Сколько Его последователей до сегодняшнего дня, которые зачастую готовы даже жизнь отдать за то, чтобы быть христианами. Заметьте, когда Господь говорил о счастье, а на евангельском языке счастье есть блаженство, Он не сказал, блажен, кто успешен, кто богат, кто начальствует и т.д. Наоборот, Он сказал: блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное, блаженны плачущие, ибо они утешатся, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Напротив: горе вам богатые и пресыщенные ныне. Подлинный успех, таким образом – это состояние счастья, которое Марина Цветаева обозначила как «душа состоялась». Действительно у каждого из нас есть свои дарования и таланты, и когда мы обрели себя и можем реализовать эти таланты, люди нас уважают, любят, ищут нашего общения и нашей помощи – это настоящее счастье и успех. И найти этот успех и счастье не так просто, потому, что в этом мире мы все зачастую движемся страстями, которые ещё великий учитель Церкви и психолог Авва Дорофей обозначил как 3 «С»: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие. И когда человек живет по этим страстям, сколько бы он их не удовлетворял, он не достигнет внутреннего покоя и внутреннего совершенства, ибо страсти ненасытны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школе всегда важной составляющей образования было духовно-нравственное воспитание, оно позволяет детям, прежде всего, научиться быть вместе, о чем Ольга Владимировна Карвелис сказала, приводя цитату из Генри Форда. Очень важно видеть и уважать ближнего своего, и ценить его с теми дарами, трудами, которые он несет на благо всего общества.
На вопрос, стоит ли идти на поводу у ребенка, который заявляет, что ему не нужен тот или иной предмет, и он не хочет его изучать о. Игорь ответил:
- Когда мы говорим о счастье наших детей, конечно, и в образовании мы должны понимать, что должны готовить не только будущих математиков, физиков, биологов. Прежде всего, мы должны помочь ребенку стать человеком. Задача всей нашей жизни состояться как личность, стать Человеком с большой буквы. Это подразумевает искания, ошибки, отказы. Мы должны научить детей понуждать себя и отказывать себе любимому. Человек не может стать личностью, если не умеет взять себя в руки, отказать себе и себя понудить к чему-то. Вот, к примеру, ребенок сидит за компьютером и мечтает, что станет в будущем программистом, и думает, зачем ему история, биология, литература. Но ведь жизнь – это не развлечение, и труд – это всегда некоторое понуждение себя, а если ты ищешь только одних удовольствий и развлечений, то навряд ли ты сможешь стать полноценным членом общества и полезным другим людям.
Ведущим был задан вопрос о том, как сделать, чтобы наши дети не стремились поголовно к высшему образованию, а приобретали востребованные сейчас рабочие профессии, становились учителями, медсестрами.
- Все мы духовно-телесные существа и внутренний мир для нас очень важен, важны те ценности, которые в нас сформированы. Эту сторону надо развивать. В сегодняшнем мире ценности формируются не в реальной жизни, не в отношениях с родителями, педагогами, а по большей части в виртуальном пространстве: в сфере интернета, социальных сетей, телевидения и СМИ. И мы видим, что ценности сейчас формируются не те, которые нам бы хотелось иметь на благо нашего общества. В фильмах зачастую воспевается труд правоохранительных органов, бизнесменов, военных. А много ли снимается фильмов, где бы формировался положительный образ учителей, рабочих, сельских тружеников? А вспомните замечательный советский фильм «Москва слезам не верит», где женщина - руководитель предприятия и мужчина-токарь боролись за свое счастье. Посмотрите, насколько прекрасно показано, что главный герой – настоящий профессионал в своём деле, насколько важен его труд для других людей. Государство сейчас берет на себя управление и национализирует те сферы нашей жизни, которые приносят доход, но гораздо важнее национализировать СМИ и все потоки информации, влиять на них, потому, что они формируют ценности. На мой взгляд, государство обязано принимать активное участие в формировании ценностей, как и у подрастающего поколения, так и у людей взрослых, состоявшихся.